Стандарты государственного финансового контроля

В соответствии с пунктом 3 статьи 137 Бюджетного кодекса Республики Казахстан от 4 декабря 2008 года ПОСТАНОВЛЯЮ :
1. Утвердить прилагаемые Стандарты государственного финансового контроля.
2. Настоящий Указ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после первого официального опубликования.

Президент Республики Казахстан Н. Назарбаев

УТВЕРЖДЕНЫ
Указом Президента
Республики Казахстан
от 7 апреля 2009 года № 788
Стандарты государственного финансового контроля
1. Общие положения

1. Настоящие стандарты государственного финансового контроля (далее — Стандарты) разработаны в соответствии с Бюджетным кодексом Республики Казахстан и устанавливают единые требования к проведению государственного финансового контроля.
2. Целью Стандартов является установление единых требований, на основе которых органы государственного финансового контроля (далее — органы контроля) и их работники осуществляют контроль.
3. Стандарты разработаны для обеспечения эффективности, целостности, взаимосвязанности, последовательности, преемственности и объективности контроля.4. К Стандартам относятся общие стандарты, рабочие стандарты, стандарты управления и контроля качества.
5. Реализация Стандартов обеспечивается путем разработки и утверждения высшим органом государственного финансового контроля производных от них правил, методических и других документов, регулирующих методы и процедуры осуществления контроля.
6. Контроль за соблюдением Стандартов осуществляет Счетный комитет по контролю за исполнением республиканского бюджета (далее — Счетный комитет).
Уполномоченный Правительством Республики Казахстан орган по внутреннему контролю осуществляет контроль за соблюдением Стандартов службами внутреннего контроля.
2. Сфера действия и применение Стандартов

7. Стандарты обязательны для соблюдения всеми органами контроля и их работниками.
Стандарты обязательны для соблюдения специалистами государственных органов, аудиторских организаций и экспертами, привлекаемыми органами контроля.
3. Общие Стандарты

8. Общие Стандарты устанавливают единые требования к органам контроля и их работникам.
К общим стандартам относятся следующие Стандарты: \»Независимость\», \»Этичность\», \»Компетентность (квалификация)\», \»Гласность\» и \»Конфиденциальность\».
9. Целью Стандарта \»Независимость\» является обеспечение беспристрастности, объективности, достоверности оценок и рекомендаций органов контроля и их работников.
10. Стандарт \»Независимость\» предполагает недопустимость любого вмешательства, посягающего на независимость органов контроля, их работников, при осуществлении ими деятельности.
Органы контроля и их работники во всех вопросах контрольной деятельности сохраняют независимость от объекта контроля и какого-либо неправомерного влияния.
11. Органы контроля функционально и организационно независимы при выполнении возложенных на них задач и не допускают любых действий, ограничивающих их независимость и объективность.
12. Деятельность органов контроля осуществляется в соответствии с утвержденными планами, программами и определенными законодательством видами и типами контроля.
13. Не допускается вмешательство в деятельность органов контроля по выбору тематики, объекта контроля, применяемым процедурам, характеру и объему доказательств, ограничение масштаба контроля, а также любые действия, которые могут повлиять на независимость и объективность работников органов контроля по политическим, идеологическим, религиозным и другим причинам.
14. Запрещается проведение контроля работниками органов контроля при возникновении конфликта интересов.
15. При наличии объективных сомнений в независимости работника органа контроля он подлежит переводу на другой объект контроля.
16. В целях сохранения независимости и объективности работников органов контроля, осуществляющих контрольную деятельность, необходимо по истечении года менять объект контроля, по которому проводился контроль этим работником.
17. Допускается сотрудничество органов контроля и их работников с научными и другими организациями, если данные отношения не ограничивают их независимость.
18. Целью Стандарта \»Этичность\» является обеспечение полного соблюдения этических требований и принципов профессионального поведения работниками органов контроля.
19. Независимость, полномочия и ответственность работников органов контроля предъявляют высокие этические требования к органам контроля и его работникам. Этические нормы для них должны включать в себя как этические требования для государственных служащих, предусмотренных Кодексом чести государственных служащих Республики Казахстан, так и особые требования для работников органов контроля.
20. В поведении работников органов контроля и подходах при проведении контроля следует исключать любые действия, которые могут повлечь подозрения и обвинения в несоблюдении принципов государственного финансового контроля и Стандартов.
21. Независимость органов контроля и их работников не препятствует поддержанию доброжелательных отношений с объектом контроля.
22. Работникам органов контроля при возникновении конфликтных ситуаций необходимо действовать в соответствии с этическими нормами профессионального поведения.
23. Целью Стандарта \»Компетентность\» является поддержание должного профессионального уровня работников органов контроля для эффективного осуществления контроля.
24. Работники органов контроля должны обладать профессиональными навыками, знаниями и опытом, которые достаточны для осуществления эффективного контроля и по которым ведется соответствующий учет.
25. Контроль осуществляется работниками, уровень профессиональных знаний, навыков и опыт которых в совокупности соответствует характеру, масштабу и сложности контроля.
26. Работники органов контроля проявляют должную квалификацию на протяжении всего процесса контроля от предварительного изучения объекта контроля до подготовки отчетов о проведении контроля.
27. Профессиональные знания и навыки работников органов контроля совершенствуются путем проведения непрерывного профессионального обучения и самообразования, а также периодической организации подготовки и повышения квалификации работников. Органы контроля создают необходимые условия для подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров.
28. Целью Стандарта \»Гласность\» является обеспечение реализации демократических основ управления экономикой, повышение эффективности контрольной деятельности государства и защита общества от коррупции и иных правонарушений.
29. Органы контроля осуществляют свою деятельность открыто путем обязательной публикации результатов государственного финансового контроля.
30. Основной формой обеспечения гласности органов контроля является предоставление в пределах своей компетенции Президенту Республики Казахстан, Парламенту Республики Казахстан, Правительству Республики Казахстан, руководителям государственных органов, маслихатам и акимам информации о своей деятельности.
31. Для общественности стандарт \»Гласность\» реализуется путем размещения материалов по результатам контроля и иных сведений о деятельности органов контроля в средствах массовой информации, на веб-сайтах органов контроля, проведения пресс-конференций, брифингов и других публичных мероприятий.
32. Стандарт \»Гласность\» осуществляется с соблюдением требований законодательства об охране прав и свобод личности, о государственных секретах и иных, охраняемых законом сведений.
33. Целью Стандарта \»Конфиденциальность\» является обеспечение сохранности и неразглашения информации, полученной при осуществлении контроля.
34. Органы контроля и их работники соблюдают конфиденциальность информации, полученной при осуществлении контроля.
35. Органы контроля и их работники обеспечивают сохранность информации, полученной при осуществлении контроля, и ограниченность доступа к ней.
36. Запрашиваемая органами контроля и их работниками информация используется только для целей контроля.
37. Работники органов контроля не вправе получать прямую или косвенную личную выгоду от информации, полученной при осуществлении контроля.
38. Работники органов контроля не вправе разглашать информацию относительно каких-либо аспектов контроля.
39. После оформления и принятия окончательного документа по результатам контроля руководители органов контроля и/или уполномоченные ими должностные лица могут предоставлять информацию, касающуюся итогов проведенного контроля.
4. Рабочие стандарты

40. Рабочие Стандарты систематизируют и упорядочивают действия работников органов контроля по осуществлению ими контроля.
К рабочим стандартам относятся следующие Стандарты: \»Планирование\», \»Наблюдение\», \»Доказательства\», \»Документация\» и \»Отчетность\».
41. Целью Стандарта \»Планирование\» является обеспечение качественного, экономичного, эффективного, результативного и своевременного проведения контроля.
42. Проводимый контроль планируется для обеспечения его эффективного, своевременного осуществления и достижения всех его целей с наименьшими затратами ресурсов.
43. Планирование осуществляется для обеспечения взаимосвязи всех этапов контроля от выбора тематики и объектов контроля, их предварительного изучения, разработки плана, программ контроля, проведения контроля и до составления отчета по его результатам.
44. Составлению плана и программы контроля предшествуют:
1) выбор тем и объектов контроля;
2) предварительное изучение тем и объектов контроля на основе доступной информации, включая ознакомление со стратегическим и операционным планами, нормативными правовыми актами, относящимися к деятельности объекта контроля, процедурами его финансирования и производимыми им расходами;
3) анализ результатов предыдущих проверок объектов контроля и принятых мер по рекомендациям и предложениям органов контроля;
4) оценка деятельности служб внутреннего контроля.
45. При планировании контроля определяются:
1) типы, виды, цели, объекты и масштаб контроля;
2) приоритеты и вопросы, возникшие в процессе планирования контроля;
3) критерии, показатели оценки эффективности реализации мероприятий государственных и бюджетных программ, стратегических и операционных планов;
4) необходимые ресурсы для осуществления контроля и состав работников органов контроля.
46. План контроля, все изменения и дополнения к нему утверждаются руководителем органа контроля.
47. План проведения контроля и программа контроля составляются индивидуально по объектам контроля в соответствии со сроками, установленными планом работы органа контроля.
48. Программа контроля является детально разработанным документом, необходимым для эффективного проведения контроля, утверждается соответствующим должностным лицом или руководителем подразделения органа контроля.
49. Органы контроля по мере необходимости совершенствуют методы и инструменты планирования контроля.
50. Целью Стандарта \»Наблюдение\» является обеспечение вышестоящими должностными лицами органов контроля проведения контроля своими работниками объективно и в полном объеме.
51. Деятельность группы контроля или отдельных работников на каждом этапе проведения контроля осуществляется под систематическим контролем вышестоящих должностных лиц.
52. Наблюдение осуществляется на стадиях планирования, проведения контроля и подготовки отчетов по его результатам, а также в процессе реализации результатов контроля.
53. Степень наблюдения определяется в зависимости от сложности контроля, уровня квалификации и профессионализма группы контроля или отдельных работников органа контроля.
54. Руководители органов контроля самостоятельно определяют формы и методы наблюдения.
55. В обязательном порядке наблюдению подлежат содержание, методы осуществления контроля, полнота охвата программных вопросов, а также действия работников органов контроля по выполнению программы контроля.
56. Наблюдение включает инструктирование, информирование о наиболее часто возникающих проблемах, контроль за проделанной работой, разрешение споров в случаях расхождения мнений в группе, осуществляющей контроль, а также внесение изменений в план и программу контроля.
57. Целью Стандарта \»Доказательства\» является обеспечение сбора объективных и достоверных данных, на основе которых формулируются выводы и рекомендации по результатам контроля.
58. Доказательства, на основе которых формулируются выводы и рекомендации по результатам контроля, должны соответствовать целям и задачам контроля, быть объективными, достоверными и достаточными.
59. Документы являются неотъемлемой частью отчета и содержат достаточный объем информации, служащей доказательством достоверности и объективности контроля.
60. Основой доказательств являются материалы и информация, собранные непосредственно на объекте контроля, а также полученные из других достоверных источников с соблюдением законодательства .
61. Сбор и обработка информации производится в соответствии с утвержденными программами контроля.
62. Выводы и рекомендации по результатам контроля основываются на документальных доказательствах.
63. Методы сбора и обработки информации соответствуют целям и задачам контроля. При сборе доказательств работники органов контроля используют все доступные средства сбора доказательств , не противоречащие требованиям законодательства .
64. Целью Стандарта \»Документация\» является обеспечение подготовки и систематизации документов на всех этапах контроля.
65. Органы контроля и их работники в установленной форме документируют доказательства и все аспекты проведенного контроля.
66. При документировании собираются все необходимые материалы, подтверждающие результаты контроля, которые надлежащим образом систематизируются для последующего использования и хранения.
67. Работники органов контроля самостоятельно определяют материалы, необходимые для документирования.
68. Объем и содержание документации определяется в зависимости от типа, вида контроля и деятельности объекта контроля, а также от характера выявленных нарушений и недостатков.
69. Документация подшивается и хранится в установленном порядке.
70. Работники органов контроля, осуществляющие контроль, обеспечивают сохранность документов до сдачи их на хранение.
71. Целью Стандарта \»Отчетность\» является обеспечение прозрачности контроля, укрепление финансовой дисциплины и обеспечение взаимодействия между органами контроля путем унификации отчетов.
72. Стандарт \»Отчетность\» устанавливает требования к форме и содержанию отчетов органов контроля и их работников, подготовленных по итогам их деятельности.
73. По результатам контроля принимаются следующие акты, являющиеся отчетами: акт контроля, отчет об итогах контроля, заключение, постановление, представление (далее — отчет).
74. Орган контроля и его работники по результатам проведенной работы готовят письменный отчет, изложенный полно, логично, объективно и конструктивно.
75. Отчет готовится и представляется своевременно для оперативной реализации результатов контроля.
76. Содержание отчетов должно:
1) включать всю информацию, достаточную для подтверждения того, что цели контроля были достигнуты;
2) быть кратким, систематизированным и исключать повторы;
3) быть логичным и доступным для восприятия;
4) включать результаты рассмотрения возражений объекта контроля, а также, при наличии — аудиторские отчеты, заключения привлеченных к проведению контроля специалистов государственных органов и экспертов;
5) основываться только на собранных доказательствах;
6) быть нацелено на повышение эффективности исполнения республиканского и местных бюджетов, реализации государственных программ, стратегических планов государственных органов, повышение финансовой дисциплины и укрепление взаимопонимания между объектами контроля и органами контроля.
77. Отчет содержит вводную часть, цели, объект и предмет контроля, изложение основных результатов контроля, выводы и предложения.
Постановления и представления органов контроля также содержат рекомендации, направленные на исправление недостатков в объекте контроля, и, при необходимости, предложения по проведению последующего контроля с указанием его отдельных направлений.
5. Стандарты управления и контроля качества

78. Стандарты управления и контроля качества устанавливают требования к осуществлению руководства деятельностью органов контроля и их работников.
К стандартам управления и контроля качества относятся следующие Стандарты: \»Управление\» и \»Контроль качества\».
79. Целью Стандарта \»Управление\» является формирование организованного и работоспособного коллектива и обеспечение его мобилизации для достижения целей контроля.
80. Органы контроля осуществляют надлежащее управление своей деятельностью для обеспечения качества, экономичности, результативности и эффективности контроля.
81. Обязанности между должностными лицами и структурными подразделениями органов контроля должны быть четко распределены.
82. Управление органами контроля осуществляется в соответствии с их положениями, регламентами и создает условия для эффективного проведения контроля.
83. Органы контроля создают систему стимулов и условий для обеспечения эффективной организации деятельности своих работников. Система стимулов основывается на оценке деятельности работников органов контроля, позволяющей объективно определить меры взысканий и поощрений.
84. Управлению подлежат все этапы проведения контроля, а также контроль качества.
85. Процесс управления деятельностью органов контроля постоянно совершенствуется.
86. Целью Стандарта \»Контроль качества\» является обеспечение соответствия деятельности органов контроля и действий работников Стандартам.
87. Руководители органов контроля обеспечивают организацию контроля качества путем регулярного проведения выборочных проверок на предмет соответствия Стандартам.
88. Необходимость и периодичность проведения контроля качества определяются руководителем органа контроля.
Сроки и продолжительность проведения контроля качества определяются с целью обеспечения его оперативности и результативности.
89. Контролю качества подвергается как вся деятельность работников органов контроля, так и отдельные направления проведенного контроля.
90. Контроль качества осуществляется работниками органов контроля, которые не принимали участие в данном контроле.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *