Правила безопасности и охрана труда для кабинета основ информатики и вычислительной техники

Правила безопасности и охрана труда для кабинета основ информатики и вычислительной техники (2006)
Требования к помещениям кабинетов информатики, размещению рабочих мест и оборудованию

Кабинет информатики должен быть изолирован от помещений, имеющих повышенные уровни шума (компьютерный зал, гимнастический зал, мастерские).

При входе в кабинет информатики необходимо предусмотреть шкафы для портфелей и сумок учащихся.

Площадь кабинета информатики должна приниматься из расчета не менее 6м2 на одно рабочее место.

При кабинетах информатики, в которых наличие ПК не менее 10, должна быть лаборантская площадью не менее 18 м2,высота помещения-не менее 4 м.

Рабочие места учащихся должны состоять из одноместного стола и одного или двух стульев. Размер крышки стола должен быть 1300×700 мм, чтобы разместить ПК, учебник и иметь место для работы с книгой. На столе учащегося устанавливается ПК со всеми периферийными устройствами. Ширина – должна обеспечивать место перед клавиатурой 30 см для расположения тетради и опоры предплечий рук для снятия статического напряжения с мышц плечевого пояса. Поверхность стола для установки монитора должна быть горизонтальной, а поверхность, на которой находится клавиатура, наклонной (угол наклона 12 – 15°). Высота края стола, обращенного к работающему за видеомонитором, и стула над полом должна приниматься в соответствии с ростом учащегося. К столам проводится электропитание и кабель локальной сети. Общая электрическая схема питания для кабинета информатики включается в сопроводительную документацию, поставляемую с комплектом электрооборудования для КУВТ.

Поверхность пола должна быть ровная, без выбоин, нескользкая и удобная для очистки, обладающая антистатическими свойствами.

Соответствия высоты мебели по росту учащегося

Правила безопасности и охрана труда для кабинета основ информатики и вычислительной техники

Расстановка рабочих мест в кабинете информатики должна обеспечивать свободный доступ учащихся и учителя во время урока к рабочему месту. Расстановка рабочих мест с ПК может быть трех вариантов:

периметральная;

рядами (1-3-рядная);

центральная.

Оптимальным вариантом с точки зрения безопасности труда учащихся и учителя, электробезопасности и создания постоянных уровней освещенности при работе является периметральная расстановка рабочих мест с ПК.

При периметральной расстановке рабочих мест устанавливаются следующие расстояния:

По ширине кабинета информатики: расстояние между стеной с оконными проемами и столами должно быть не менее 0,8 м; Расстояние между стеной, противоположной оконным проемам, и столами с ПК (персональный компьютер) должно быть не менее 10см, а в ряде случаев, в зависимости от используемых видеомониторов, столы могут быть установлены непосредственно у стены;

По длине кабинета информатики: столы двухместные с ПК должны быть расставлены без разрыва. Одноместные столы должны быть расставлены с разрывом, при этом расстояние между столами определяется площадью кабинета и количеством рабочих мест учащихся.

При периметральной расстановке столов с ПК кабинет информатики должен быть дополнительно оборудован ученическими столами и стульями для теоретических занятий, опроса учащихся, выполнения письменных контрольных работ, составления программ и решения задач в тетрадях, из расчета количества занимающихся. Соединять двухместные ученические столы не разрешается (расстояние между рядами не менее 0,5 м)

При 1-3 – рядной расстановке одноместных столов с ПК необходимо соблюдать следующие расстояния:

По длине кабинета: расстояние в каждом ряду между рабочими столами должно быть 1,0-1,1 м; между последним столом и стеной – не менее 0,8м; при расположении в кабинете информатики двери у последних столов – расстояние между ними и торцовой стеной – не менее 1,2 м.

По ширине кабинета: расстояние между стеной с оконными проемами и первым рядом столов с ПК – 0,8 – 1,0 м; между рядами рабочих столов – 0,8 -1,0 м; между третьим (от оконных проемов) рядом и стеной – 0,8 – 0,9 м.

Передняя стена кабинета информатики оборудуется классной доской, экраном, шкафом для хранения учебно-наглядных пособий и носителей информации и демонстрационным телевизором. Демонстрационный телевизор устанавливается на высоте 2 м от пола на кронштейне слева от классной доски. Под доской устанавливаются ящики для таблиц. На верхней кромке доски крепятся держатели для подвешивания таблиц.

Учебные пособия и оборудование размещаются и хранятся в кабинете по разделам программы. Демонстрационные пособия и оборудование для самостоятельных работ – хранятся раздельно. Для хранения учебно-наглядных пособий и оборудования кабинет информатики оснащается шкафом, который может быть установлен в лаборантской.

Демонстрационные пособия хранятся следующим образом:

диски с программным обеспечением – в специальных небольших ящичках, защищенных от пыли и света, по классам и разделам программы;

ящички размещаются в шкафу и отмечаются надписями;

таблицы – в ящиках под доской или в специальных отделениях по разделам программы и классам с учетом габаритов;

аудиовизуальные пособия хранятся на полках в шкафах;

справочная, учебно-методическая, научно-популярная литература хранится на полках шкафа и поставляется школьной библиотекой.

В кабинете информатики создается электронная картотека имеющегося оборудования (с указанием мест хранения) и методическая картотека, облегчающие учителю и лаборанту подготовку оборудования к занятиям.

На стене, противоположной окнам, размещаются стенды с постоянно находящимися в кабинете справочными таблицами, знакомящими учащихся с правилами по технике безопасности, основными узлами ПК и их функциями, видами алгоритмов и т.д. Пособия, необходимые для изучения отдельных разделов и тем, рекомендуется размещать на стене, противоположной классной доске.

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ В КАБИНЕТЕ ИНФОРМАТИКИ

Организационную работу кабинета информатики должен возглавлять заведующий кабинетом из числа преподавателей информатики, который отвечает за оборудование кабинета, организовывает работу учителей и учащихся по применению компьютерной техники в процессе изучения курса информатики и отдельных тем других общеобразовательных предметов.

Заведующий кабинетом ответственен за:

– сохранность оборудования;
– ведение журнала инвентаризационной записи;
– содержание оборудования в постоянной готовности к применению, своевременность и тщательность профилактического технического обслуживания вычислительной техники, правильное ее использование, регистрацию отказов машин и организацию их наладки и ремонта;
– исправность противопожарных средств и средств первой помощи при несчастных случаях;
– своевременное проведение вводного и периодического инструктажей учащихся по технике безопасности;
– соблюдение преподавателем и учащимися правил техники безопасности;
– регистрацию в журнале времени начала и окончания каждого занятия, включение и выключение электропитания.

При знакомстве учащихся с кабинетом информатики преподаватель должен распределить учащихся и закрепить их по рабочим местам с учетом роста, состояния слуха и зрения, ознакомить с правилами техники безопасности и работы. Учащиеся несут ответственность за состояние рабочего места и размещенного на нем оборудования.

Учащиеся должны сдать зачет по технике безопасности и правилам работы в кабинете, что отмечается в «Журнале регистрации вводного и периодического инструктажей по технике безопасности», в котором указываются дата инструктажа и зачета, фамилия и инициалы преподавателя, проводившего инструктаж и принявшего зачет, фамилии и инициалы учащихся сдавших зачет, и содержание инструктажа. Эти данные скрепляются подписью учителя.

Помощь в работе заведующего кабинетом информатики должен оказывать лаборант.

Лаборант находится в непосредственном подчинении заведующего кабинетом информатики и отчитывается перед ним за сохранность, правильное использование и хранение учебного оборудования.

Лаборант обязан знать всю систему кабинета, правила ухода за ним, условия сохранности средств компьютерной техники, программных средств и наглядных пособий. По плану преподавателя и под его руководством лаборант готовить оборудование к уроку, ведет отчетность, инвентаризационные записи.

Лаборант помогает обеспечивать соблюдение правил техники безопасности учащимися, обеспечивает постоянную готовность противопожарных средств и средств оказания перовой помощи.

Лаборант может осуществлять регистрацию в журнале времени начала и окончания каждого занятия, регистрирует отказы техники во время занятий, под руководством заведующего кабинетом проводит мелкий ремонт вышедшей из строя техники.

ТРЕБОВАНИЯ К КАБИНЕТУ ИНФОРМАТИКИ

КУВТ должен обеспечивать безопасную работу неподготовленных пользователей, в том числе несовершеннолетних, не требуя проведения инструктажа и специальных подготовок по технике безопасности при любых, в т.ч. ошибочных, действиях пользователя, не связанных со вскрытием корпусов устройств. В кабинете информатики допускается использование видеотерминалов трех групп:

А – цветные, только для демонстративных целей;

Б – цветные мониторы для персональной работы пользователей в учебном процессе;

В – монохромные для КУВТ.

Учитывая широкий контингент возможных пользователей, включая детей, уровень безопасности всего оборудования КУВТ должен быть не хуже, чем для бытовой радиоэлектронной аппаратуры – ГОСТ 12.2006-83.

КУВТ должен соответствовать ГОСТ 28139-89 (Оборудования школьные. Требования безопасности). Другие общие требования по обеспечению механической и электрической безопасности – по ГОСТ 50377-92, ГОСТ 12.2.007-75. Защита от поражения электрическим током должна быть обеспечена не хуже, чем для II класса по ГОСТ 25861-83.

Конструкция всех элементов КУВТ должна исключать возможность прикосновения человека к частям и элементам под напряжением свыше 36В при любых, в т.ч. ошибочных, действиях пользователя, не связанных со вскрытием корпуса.

Система электропитания КУВТ должна:

обеспечивать гальваническую развязку от потенциала «земли» с
сопротивлением не менее 1 МОм;

быть оборудована устройством защитного отключения, обеспечивающим отключение питания от рабочих мест при возникновении утечки на «землю» свыше 10 мА;

обеспечивать защитное отключение при перегрузках и коротких замыканиях в цепях нагрузки, а также аварийное ручное отключение.

Конструкция соединителей и разъемов должна исключать возможность ошибочного подсоединения к линиям с неверным напряжением, кабели электропитания должны иметь достаточную механическую прочность.

Общие требования пожарной безопасности должны соответствовать нормам на учебное и бытовое электрооборудование. В случае возгорания не должно выделяться ядовитых газов и дымов. После снятия электропитания должно быть допустимо применение любых средств пожаротушения.

Факторы, оказывающие вредные воздействия на здоровье со стороны всех элементов КУВТ, не должны превышать действующие нормы, относящиеся к детям, а в случае отсутствия их – соответствующие нормы для взрослых операторов, постоянно работающих с такой аппаратурой (ГОСТ 12.2.003-74, 12.3002-75, 12.1006-84, 12.1.001-83, 12.1.045-85), а также нормы, указанные в ГОСТ 21552-84, ГОСТ 27016-86, ГОСТ 27201-87, «Санитарные нормы и правила».

Оптимальная температура в кабинете при неподвижном воздухе —19-21°С; допускается температура 18-22°С. Соответственно, относительная влажность воздуха должна составлять 62-55% и 39-31%. Скорость движения воздуха 0,1 м/с.

Экспозиционная мощность дозы рентгеновского облучения в точке пространства на расстоянии 5 см от поверхности экрана не должна превышать 7,74* 1013 а/кч (0,0003 мкр/с, что равно 10,8 мкр/ч)

Ультрафиолетовое излучение в диапазоне 200-315 мм не должно превышать 10 ВТ/м2. Уровень шума не должен превышать 50 децибел.

Требования к правильной посадке учащихся при работе на ПК

При работе на ПК необходимо соблюдать правильную посадку. Край стула должен заходить на 3-5 см за край стола, обращенного к учащемуся. Спина в области нижних углов лопаток должна иметь опору. Предплечья должны опираться на поверхность стола (перед клавиатурой) для снятия статического мышечного напряжения с плечевого пояса и рук. Угол, образуемый предплечьем и плечом, а также голенью и бедром, должен быть не менее 90°.

Уровень глаз при вертикальном расположении экрана должен приходиться на центр экрана или на 2/3 его высоты. Линия взора должна быть перпендикулярна центру экрана.

Оптимальное расстояние глаз учащихся до экрана ПК должно быть в пределах 0,6-0,7 м, допустимое – не менее 0,5 м.

Требования к освещению

Основной поток естественного света должен быть слева. Не допускается направление основного потока справа, сзади и спереди работающего. Солнечные лучи и блески не должны попадать в поле зрения учащихся.

Помещения кабинета информатики должны иметь естественное или искусственное освещение с ориентацией окон – на север или северо-восток. КЕО (коэффициент естественного освещения) должен быть не менее 1,2% в районах с устойчивым снежным покровом и не менее 1,5% на остальной территории, соотношение яркостей -3:1. Окрашивание стен до потолка или на высоту панелей допускается красками следующих тонов: светло-голубым, светло-зеленым, светло-серым, светло-желтым, светло-бежевым цветами или цветом слоновой кости. Оконные переплеты, подоконники следует окрашивать белой краской.

Нельзя окрашивать стены, расположенные напротив экранов мониторов краской темных тонов.

Поверхности рабочих столов должны быть цвета натурального дерева, голубого, светло-зеленого, светло-серого цвета, поверхность столов должна быть матовой.

На окна монтируются занавесы (жалюзи), по цвету гармонирующие с окраской стен. Занавесы не должны пропускать естественного света и должны полностью закрывать оконные проемы. Занавесы должны быть выполнены из плотной тяжелой ткани.

Запрещается применять для окон черные занавески!

Светильники не должны отражаться на экране ПК. Люминесцентные светильники должны включаться рядами, тип ламп ЛБ и ЛХБ с мощностью 36 или 40Вт. Не разрешается применение люминесцентных ламп типа ЛД и ЛДЦ! Рекомендуется использовать светильники серые ЛПО13, ЛЕЮ31, ЛПО 33 001 и 006, ЛСО02, ЛСО04 с металлической экранизирующей ремонтной и непрозрачными боковинами.

Виды освещения, допускаемые в кабинете информатики:

Общее люминесцентное освещение и зашторенные окна – когда мониторы располагаются по периметру помещения и при центральной
расстановке в 2 ряда;

Совмещенное освещение (естественное + искусственное) только при 1-3 рядном расположении рабочих мест, когда экран и поверхность рабочего стола находятся перпендикулярно светонесущим лучам;

Естественное освещение – при расположении рабочих мест в один ряд по длине на расстоянии 0,8 – 1 м от стены с оконными проемами, когда экран находится перпендикулярно этой стене.

 

Нормирование уровней освещенности

 

Правила безопасности и охрана труда для кабинета основ информатики и вычислительной техники 

Требования к режимам учебных занятий с использованием ПК

Длительность работы за видеотерминалами определяется характеристиками видеотерминала, возрастом учащихся, временем начала
работы, длительностью перемен, организацией рабочего места, событием правильной посадки и не должна превышать (для видеотерминалов с размером светящейся точки в центре экрана не менее 0,4мм):

для учащихся 1-5 классов -15 мин;

для учащихся 6-7 классов – 20 мин;

для учащихся 8-9 классов – 25 мин;

для учащихся 10-11 классов при двух уроках подряд на первом из них – 30 мин, на втором – 20 мин.

Длительность работы (для видеотерминалов с размером светящейся точки в центре экрана до 0,5мм) уменьшается на 30%:

для учащихся 1-5 классов -10 мин;

для учащихся 6-7 классов -15 мин;

для учащихся 8-9 классов -18 мин;

для учащихся 10-11 классов при двух уроках подряд на первом из них -20 мин, на втором – 15 мин.

Число занятий с использованием ПК должно быть не более двух в день для учащихся 10-11 классов и не более одного – для учащихся 1-9 классов.

Перемена между уроками, на которых используется ПК, должна быть не менее 10 мин.

При проведении профильных курсов для 10-11 классов ежедневная длительность работы за ПК – 2-3 часа.

Факультативная и кружковая работа с использованием ПК для учащихся старших классов должна быть не более двух академических часов в неделю.

При работе за ПК учащимся необходимо выполнять комплекс упражнений для глаз через каждые 20-25 мин. Для снятия утомления у учащихся 10-11 классов между уроками информатики необходимо проводить физкультурную паузу. Комплекс упражнений для глаз и физкультуры рекомендуется менять не реже 1 раза в месяц.

ПРАВИЛА ПОЛЬЗОВАНИЯ КАБИНЕТОМ

Учебный кабинет должен быть открыт за 15 минут до начала занятий.

Учащиеся находятся в кабинете только в сменной обуви.

Учащиеся должны находиться в кабинете только в присутствии преподавателя.

Кабинет должны проветривать каждую перемену.

Учитель должен организовать уборку кабинета по окончании занятий в нем.

КОМПЛЕКСЫ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ГЛАЗ

Вариант 1

Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1-4, затем раскрыть глаза, расслабив мышцы глаз, посмотреть вдаль на счет 1-6.

Посмотреть на переносицу и задержать взор на счет 1-4. До усталости глаза доводить нельзя. Затем открыть глаза, посмотреть вдаль на счет 1-6.

Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счет 1-4, затем посмотреть вдаль прямо на счет 1-6. Аналогичным образом проводятся упражнения, но с фиксацией взгляда влево, вверх, вниз. Перевести взгляд быстро по диагонали: направо-вверх-налево-вниз, потом прямо вдаль на счет 1-6; затем: налево-вверх-направо-вниз и посмотреть вдаль на счет 1-6.

Вариант 2

Закрыть глаза, не напрягая глазные мышцы, на счет 1-4, широко раскрыть глаза и посмотреть вдаль на счет 1-6.

Посмотреть на кончик носа на счет 1-4, а потом перевести взгляд вдаль на счет 1-6.

Не поворачивая головы (голова прямо), делать медленно круговые движения глазами вверх-вправо-вниз-влево и в обратную сторону: вверх-влево-вниз-вправо.

Затем посмотреть вдаль на счет 1-6.

При неподвижной голове перевести взор с фиксацией его на счет 1-4 вверх; на счет 1-6 – прямо; затем аналогичным образом вниз-прямо-вправо-прямо-влево-прямо.

Проделать движения по диагонали в одну и в другую стороны с переводом глаз прямо на счет 1-6.

Вариант 3

Поморгать, не напрягая глазные мышцы, на счет 10-15.

Не поворачивая головы (голова прямо), с закрытыми глазами посмотреть направо на счет 1-4, затем налево на счет 1-4 и прямо на счет 1-6.

Поднять глаза вверх на счет 1-4, опустить вниз на счет 1-4 и перевести взгляд прямо на счет 1-6.

В среднем темпе проделать 3-4 круговых движения в правую сторону, столько же в левую и, расслабив глазные мышцы посмотреть вдаль на счет 1-6 раз.

КОМПЛЕКС ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ПАУЗ

Физкультурная пауза повышает двигательную активность, стимулирует деятельность нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной и мышечной систем, снимает общее утомление, повышает умственную работоспособность.

Физкультурная пауза 1

Упражнения повторяются по 4-6 раз, темп средний.

Ходьба на месте 20-30 с. Темп средний.

Исходное положение (и.п.) – основная стойка (о.с.) – 1 – руки вперед ладони книзу. 2 – руки в стороны, ладони кверху. 3 – встать на носки, руки вверх, прогнуться. 4 – и.п.

И.п. – ноги врозь, немного шире плеч. 1-3 – наклон назад, руки за спину. 3-4-и.п.

И.п. – ноги шире плеч. 1 – руки за голову, поворот туловища направо.

1 – туловище в и.п., руки в стороны, наклон вперед, голову назад. 3 – выпрямиться, руки за голову, поворот туловища налево. 4 – и.п. 5-8 – то же в другую сторону.

И.п. – ноги врозь, руки за пояс. 1-4 – круговые движения туловищем вправо. 5-8 – круговые движения туловищем влево.

И.п. – о.с. 1 – мах правой ногой назад, руки в стороны. 2 – и.п. 5-8 – то же левой ногой.

И.п. – ноги врозь. Руки на пояс. 1 – голову наклонить вперед. 4 – и.п. 5-8 – то же в другую сторону.

Физкультурная пауза 2

Ходьба на месте – 20-30 с. Темп средний.

И.п. – о.с, руки за голову. 1-2 – встать на носки, прогнуться, отвести локти назад. 3-4 – опуститься на ступни, слегка наклониться вперед, локти вперед.

И.п. – о.с. 1 – шаг вправо, руки в стороны. 2 – повернуть кисти ладонями вверх. 3 – приставить левую ногу, руки вверх. 4 – руки дугами в стороны и вниз. Свободным махом скрестить перед грудью.

ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ

В кабинете информатики устанавливается дорогостоящая, сложная, требующая бережного отношения аппаратура – компьютеры класса PENTIUM.

Обращаться с техникой нужно бережно; входить в кабинет спокойно, не торопясь, не толкаясь, не задевая столы, на которых стоят компьютеры, занимать отведенное каждому место, не меняя его на каждом уроке. На рабочем столе размещены составные части ЭВМ – системный блок, клавиатура, монитор (дисплей). Во время работы лучевая трубка монитора работает под высоким напряжением. Неправильное обращение с аппаратурой, кабелями и монитором может привести к тяжелым поражениям электрическим током, вызвать загорание аппаратуры.

1. СТРОГО ЗАПРЕЩАЕТСЯ:

трогать разъемы соединительных кабелей;

прикасаться к экрану и к тыльной стороне монитора, клавиатуры;

включать и отключать аппаратуру без указания преподавателя;

класть диски, книги, тетради на монитор и клавиатуру;

работать во влажной одежде и с влажными руками.

При появлении запаха дыма, гари, немедленно прекратить работу, отключить аппаратуру и сообщить преподавателю. В случае необходимости нужно оказать помощь в тушении огня.

2. Перед началом работы необходимо:

убедиться в отсутствии видимых причин повреждения рабочего места;

сесть так, чтобы линия взора приходилась в центр экрана, чтобы, не наклоняясь пользоваться клавиатурой и воспринимать передаваемую на экран монитора информацию;

разместить на столе тетрадь, учебное пособие, журнал регистрации времени работы так, чтобы они не мешали работе на ПК;

внимательно слушать объяснение учителя, стараться понять цель и последовательность действий; в случае необходимости обращаться к преподавателю;

записать в журнал регистрации время начала работы на ПК;

начинать работу только по указанию преподавателя.

3. Во время работы ПК лучевая трубка монитора является источником электромагнитного излучения, которое вблизи экрана неблагоприятно действует на зрение, вызывает усталость и снижение работоспособности.

4. НАДО РАБОТАТЬ, находясь на расстоянии 60-70 см, но не менее 50 см, от экрана монитора, соблюдая правильную осанку, не сутулясь, не наклоняясь. Учащимся, имеющим очки для постоянного ношения – следует работать в очках.

Работа на ПК требует большого внимания, четких действий и самоконтроля.

НЕЛЬЗЯ РАБОТАТЬ при плохом освещении и при плохом самочувствии.

5. Во время работы необходимо:

строго выполнять все указанные выше правила, а также текущие указания учителя;

следить за исправностью аппаратуры. Немедленно прекратить работу при появлении необычного звука или самопроизвольного отключения аппаратуры и сообщить об этом учителю;

плавно нажимать на клавиши клавиатуры, не допуская резких ударов;

не пользоваться клавиатурой, если компьютер не включен;

работать на клавиатуре чистыми руками;

не пытаться самостоятельно устранять неисправность в работе аппаратуры;

не вставать со своих мест, когда в кабинет входят посетители.

6. По окончании работы необходимо:

отключить ПК;

записать в журнале регистрации время окончания работы;

протереть аппаратуру мягкой, чистой тканью.

Знание и грамотное выполнение этих правил позволит избежать несчастных случаев, успешно овладеть знаниями, умениями и навыками, сберечь государственное имущество – компьютерную технику и оборудования.

НЕВЫПОЛНЕНИЕ ПРАВИЛ – ГРУБЕЙШЕЕ НАРУШЕНИЕ ПОРЯДКА И ДИСЦИПЛИНЫ.

ОКАЗАНИЕ ПЕРВОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ПОСТРАДАВШИМ ОТ ЭЛЕКТРОТОКА

Поражение электротоком может варьировать от незначительных болевых ощущений при отсутствии органических и функциональных изменений до ожогов III – IV степеней (обугливание) и шока.

При поражении электротоком следует быстро отключить ток, освободить пострадавшего от проводов с соблюдением мер предосторожности по нераспространению тока на лиц, участвующих в оказании помощи (освобождать пострадавшего в резиновых перчатках или обернуть руки сухой тканью, встать на сухую доску или коврик)

При поражении электротоком следует обратить внимание на дыхание и сердечно-сосудистую систему. В случае остановки дыхания и сердечной деятельности немедленно начать непрямой массаж сердца (надавливание ладонями быстрыми толчками в области середины грудной кости, ближе слева, в ритме 40-60 толчков в минуту) и искусственное дыхание рот в рот (предварительно закрыть рот пострадавшему и, вдохнув полной грудью, выдохнуть через марлю или носовой платок, в рот пострадавшему) или рот в нос (предварительно закрыть рот пострадавшему и аналогичным образом осуществлять выдох в нос через марлю или носовой платок). Искусственное дыхание проводят с частотой 16-18 раз в минуту. Одновременно вызывают специализированную бригаду скорой помощи.

Непрямой массаж сердца и искусственное дыхание проводят до полного восстановления или до оказания специализированной помощи.

При ослаблении сердечной деятельности и дыхания необходимо обеспечить подачу свежего воздуха, дать понюхать на ватке нашатырный спирт, влить в рот чайную ложку (или 25 капель) кордиамина, провести похлопывание по щекам.

При повреждении кожи наложить стерильную повязку и направить пострадавшего к врачу. Поврежденную поверхность кожи вокруг ожога следует обработать зеленкой или розовым раствором марганцовки.

В кабинете информатики должна быть аптечка первой доврачебной помощи, состав которой представлен в приложении.

СОДЕРЖАНИЕ АПТЕЧКИ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ

Правила безопасности и охрана труда для кабинета основ информатики и вычислительной техники

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ЗА ПЕРСОНАЛЬНЫМ КОМПЬЮТЕРОМ

При работе на ПК необходимо соблюдать правильную посадку. Работающий должен сидеть прямо, опираясь в области нижних углов лопаток на спинку стула, не сутулясь, с небольшим наклоном головы вперед (до 5-7°). Предплечья должны опираться на поверхность стола, снимая тем самым статическое напряжение мышц плечевого пояса и рук. Угол, образуемый предплечьем и плечом, а также голенью и бедром, должен быть не менее 90°.

Уровень глаз должен приходиться на центр экрана или 2/3 высоты экрана. Линия взора должна быть перпендикулярна центру экрана, оптимальной ее отклонение в вертикальной плоскости должно находиться в пределах +5°, допустимое – +10°. Оптимальный обзор в горизонтальной плоскости от центральной оси экрана должен быть в пределах +15°, допустимый – +30°. При рассмотрении информации, находящейся в крайних положениях экрана ПК, угол рассмотрения, ограниченный линией взора и поверхностью экрана, должен быть не менее 45°. Особенно важно соблюдать этот угол при работе вдвоем на ПК. Чем больше угол рассматривания, тем легче воспринимать информацию с экрана видеомонитора и меньше будут у ставать глаза.

Учащиеся, которым показана работа в очках на близком расстоянии, должны работать на ПК в очках.

УКАЗАНИЯ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ОБУЧЕНИЯ И ИНСТРУКТИРОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА И ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ

Для воспитания у учащихся сознательного отношения и усвоения правильных и безопасных методов и приемов работы учитель обязан проводить инструктирование и обучение учащихся по соблюдению требований техники безопасности и гигиены труда.

Инструктаж и обучение по охране труда проводятся со всеми учащимися на вводном занятии в кабинете, а затем перед практической работой на ПК.

На вводном инструктаже учитель должен ознакомить учащихся с правилами распорядка в кабинете, правилами техники безопасности и гигиены труда; с опасными моментами, с которыми можно столкнуться в процессе работы, и соответствующими мерами предосторожности.

Вводный инструктаж проводится заведующим кабинетом информатики в виде лекции, беседы по программе, разработанной с учетом требований стандартов ССБТ, правил по технике безопасности для КИ, утвержденной руководителем учреждения образования по согласованию с Министерством труда и социальной защиты, структурным подразделением которого является КИ.

Инструктаж перед работой на ПК (первичный на рабочем месте) дополняет вводный инструктаж и имеет целью ознакомить учащихся с требованиями правильной организации и содержания рабочего места, с безопасными методами работы и правилами пользования защитными средствами, с обязанностями работающего на своем рабочем месте, а также опасными ситуациями и правилами поведения при их возникновении. Первичный инструктаж на рабочем месте проводят в соответствии с инструкциями по охране труда, разработанными и утвержденными согласно требованиям стандартов ССБТ администрацией совместно с профсоюзным комитетом данного учреждения образования.

Первичный инструктаж на рабочем месте должен содержать четкие и конкретные указания по безопасности труда и в необходимых случаях сопровождаться показом правильных и безопасных приемов выполнения работы.

По окончании первичного инструктажа на рабочем месте учитель разрешает приступить к самостоятельной работе только после того, как убедится, что все учащиеся усвоили инструктаж.

В процессе выполнения работы учитель и лаборант обязаны систематически контролировать выполнение каждым учеником данных ему при инструктаже указаний о безопасном способе выполнения работы.

Все сведения по проведению инструктажа учащихся регистрируются в классном журнале, а при проведении внеклассных занятий – в специальном журнале.

РАБОЧЕЕ МЕСТО УЧАЩЕГОСЯ

Правила безопасности и охрана труда для кабинета основ информатики и вычислительной техники